Социальная политика
Адыгея относится к регионам с
высокой демографической нагрузкой. Население старше трудоспособного
возраста составляет 29,9 % от общей численности населения, что выше в
1,1 раза, чем по Северо-Кавказскому региону и в целом по России.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Адыгея,
характеризуется теми же негативными явлениями, которые происходят в
целом в Российской Федерации.
Усиливается депопуляция населения
за счет низкой рождаемости, распространения малодетности (1-2 ребенка в
семье), высокой смертности. Определяющим фактором демографического
развития Адыгеи остается естественная убыль населения, которая в 2000
году составила 2,6 тыс. человек. Число умерших превысило число
родившихся в 1,6 раза.
В решении этих проблем социальная политика
Республики Адыгея направлена на поддержание физического,
психологического и духовного здоровья общества при гарантии доступности
медицинской помощи и лекарственных средств, обеспечении надежной защиты
детства и материнства.
Республика Адыгея имеет свою особенную
историю развития экономики и социально-трудовой сферы. Сопоставительный
анализ свидетельствует о том, что за 10 лет она сумела сохранить
лидирующие позиции по некоторым социальным направлениям.
Начиная с
1990 года, численность населения, занятого в экономике республики,
сокращалась, но меньшими темпами в сравнении с показателями по России в
целом и с регионами Северного Кавказа.
За годы реформ в
республике образовался класс предпринимателей, работающих в сельском
хозяйстве (фермеры); в других отраслях экономики (в основном, торговле и
услугах), занятых индивидуальной деятельностью лиц. Они составляют в
среднем 27% от занятого в экономике населения.
Существенные
изменения в увеличении объемов производства 2000 года позволили
руководителям предприятий сократить текучесть кадров. Поэтому резкого
снижения работающих не произошло. В 2001 году наметился устойчивый рост
численности работающих в машиностроительной, лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
За
прошедшие 10 лет существенно изменился социальный портрет безработных
граждан. По мере высвобождения работающих на предприятиях и организациях
их общее число росло. Тем не менее, особенно в последние два года
официальный уровень безработицы в республике имел тенденцию к снижению и
в сравнении с показателями по России был на 1,5 пункта меньше.
На
1 января 2001 года в органах службы занятости Республики Адыгея
состояло на учете 2002 безработных. Заметно возросла доля граждан, не
имеющих образования. В 1992 году таких было всего 0,9 %, в 2000 году -
7,7 %. Также растет категория граждан, ранее нигде не работавших: в 1996
году их доля составила 26,3%, а в 2000 году - 52,8 %. Все годы среди
безработных большинство составляли женщины, в 2000 году их было 75 %. За
10 лет увеличился процент безработных, проживающих в городе. Так в 1992
году он составлял 58 %, а в 2000 году он составил 62 %.
Работники
службы занятости совместно с органами исполнительной власти
разрабатывают и обеспечивают реализацию государственной политики
занятости населения с учетом экономических, социальных и национальных
особенностей Республики Адыгея. В республике разработаны территориальные
программы содействия занятости населения, включая финансовое
обеспечение, и мероприятия по социальной защите различных групп
населения.
Содействуют занятости населения в республике
организация профессиональной ориентации и профессионального
переобучения, организация общественных работ и временного
трудоустройства, социальная адаптация граждан на рынке труда (программы
<Клуб ищущих работу> и <Новый старт>), содействие
безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и
самозанятости.
Совместными усилиями Департамента занятости, Фонда
поддержки предпринимательства РА, администраций городов и районов при
участии Комиссии при Президенте Республики Адыгея по развитию малого и
среднего предпринимательства в 2000 году за счет средств
республиканского бюджета и средств предприятий создано более 820 новых
рабочих мест, в основном, на предприятиях пищевой и перерабатывающей
промышленности и сохранено около 440 рабочих мест.
Реализована
республиканская целевая программа <Свое дело>, с помощью которой
оказано содействие в организации самозанятости более 600 безработным, из
которых более 240 безработных открыли свое дело в сфере услуг, занялись
разведением крупного рогатого скота, кролиководством, овощеводством и
другими видами деятельности.
Важным инструментом реализации
мероприятий занятости населения и, особенно молодежи, является развитие
общественных работ. В 2000 году в них приняло участие более 3 тысяч
человек. Положительные изменения произошли в их финансировании: если
прежде они на 100% оплачивались из средств фонда занятости, то в 2000
году более 60 % работ оплатили предприятия и организации.
Для
расширения возможностей трудоустройства выпускников учебных заведений,
зарегистрированных в качестве безработных, Департаментом утверждена
целевая подпрограмма <Молодежная практика>. В рамках ее реализации
территориальные службы занятости поддерживают контакты с предприятиями и
организациями, заключая с ними договоры на создание временных рабочих
мест.
Принимаемые меры по финансовой стабилизации
государственного фонда занятости позволили увеличить поступление
страховых взносов в 2000 году на 40%.
Разработана
республиканская программа содействия занятости населения на 2001-2003
годы. Ее реализация будет осуществляться в тесном взаимодействии с
органами местного управления и работодателями, что должно позитивно
сказаться на организационном и финансовом обеспечении программы.
Одним
из важнейших показателей, характеризующих экономическое развитие,
является уровень жизни населения.
На уровень денежных доходов
населения оказывают серьезное влияние проблема стихийного роста цен на
товары и услуги и задержки по выплате заработной платы, что снижает
покупательскую способность, и, как следствие, ведет к увеличению
категории малоимущих граждан. За 2000 год денежные доходы населения
увеличились по сравнению с 1999 годом на 36,2 %, денежные расходы
увеличились на 19,8 %.
Несмотря на то, что низкие финансовые
потоки в Южный Федеральный округ обеспечили лишь около 70 % объема
денежных доходов от российского уровня, в Адыгее продолжается их рост.
Их темп за 2001 год к соответствующему периоду 2000 года составил
132,1%.
После длительного спада в 1998-1999 годах возросли в 2000
году:
- реальные денежные доходы на 9,8% против снижения (за 1999 г. к 1998 г.) на 17,0%
- реальная заработная плата на 19,8% против снижения на 31,4%
В результате
среднедушевые доходы обеспечили 1,5 набора прожиточного минимума против
1,1 набора за прошлый год.
Число людей с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума за последние годы снизилось на 2040 и
составило в 2000 году 3290 от общей численности населения.
Если
еще в 80-90-х годах основным доходом россиян служил фонд оплаты труда,
составлявший около 50 % в общем объеме денежных доходов населения, то с
реформированием системы значительную часть стали составлять доходы от
предпринимательской деятельности - до 26% в 2001 году.
Последовательный
рост объемов производства в основных отраслях промышленности и
индексация заработной платы работникам бюджетной сферы привели к
увеличению как темпа роста заработной платы работающих, так и ее
номинального значения. В среднем по оценке за 2000 год эти показатели
составили 149,8% к прошлому году и 1385 руб. (для сравнения 1998/1997
гг. - 134,4% и 925 руб.).
Если проследить динамику роста
населения старше трудоспособного возраста, то станет видно, что нагрузка
на 1000 человек трудоспособного возраста с каждым годом возрастает. В
Адыгее она выше, чем в России и в Северо-Кавказском регионе в целом,
что, бесспорно, свидетельствует о нарастающем процессе старения
населения. В связи с этим, вопросы реализации социальной защиты
нетрудоспособного населения, составлявшего в 2000 году более 125 тыс.
человек, очень актуальны.
Своевременная выплата пенсий и ее
повышение с учетом индивидуального коэффициента позволили в течение года
сохранять в республике благоприятную обстановку. Средний размер
назначенных пенсий с компенсационной выплатой составил за год 766,6
руб., что выше в 1,6 раза по сравнению с данными прошлого года.
Жизнь
и здоровье населения - это будущее республики и в целом России. Поэтому
охрана здоровья населения, вопросы формирования государственной
политики в этой области в республике считаются приоритетными
направлениями стратегического развития здравоохранения. Программа
государственных гарантий обеспечения граждан Республики Адыгея
бесплатной медицинской помощью, из которой самой дорогой является
госпитальная, а самой дешевой - профилактическая, выполняется по мере
финансирования. В связи с этим совершенствуется работа
лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного медицинского
страхования. Намечена реализация специальной программы по подготовке
врачей общей практики.
Республики Адыгея обладает большим
кадровым потенциалом. По данным обследования на 1000 населения старше 16
лет приходится:
- с высшим образованием - 102 человека;
- с незаконченным высшим образованием - 13 человек;
- со средним специальным образованием - 230 человек;
- со средним общим образованием - 265 человек;
- с неполным средним образованием - 214 человек;
- с начальным образованием -98 человек.
Девять школ республики будут участвовать в широкомасштабном эксперименте по переходу на новую систему обучения в 12-летней школе. В рамках республиканской программы <Одаренные дети> в 2000 году в Адыгее были проведены республиканские олимпиады школьников по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике, истории и праву, русскому языку, иностранным языкам, адыгейскому языку и литературе.
В целях развития системы образования Кабинетом Министров приняты республиканские целевые программы и законы: государственная программа развития и поддержки науки в Республике Адыгея на 2000-2004 годы, республиканская программа развития образования на 2000-2004 годы, республиканская целевая программа <Развитие массовой физической культуры и спорта детей и подростков Республики Адыгея> на 2000-2004 годы, государственная программа по сохранению и развитию государственных языков Республики Адыгея на 2001-2005 годы, республиканские целевые программы <Одаренные дети>, <Детисироты>, <Дети-инвалиды> в рамках республиканской программы <Дети Адыгеи>.
Укрепляется материальная база образовательных учреждений. В 2000 году были сданы: первая очередь средней школы а. Понежукай на 480 учащихся, спортивный и гимнастические залы; учебный блок на 108 ученических мест, спортивный зал, котельная, мастерские школы в п. Новый Тахтамукайского района; в г. Майкопе на базе переданного дошкольного учреждения АО <Картонтара> открыта начальная школа на 150 ученических мест; в п. Энем Тахтамукайского района после реконструкции конторы бывшего колхоза <Дружба> введено дополнительно 150 ученических мест в СШ 17. В 2001 году распахнул двери эколого-биологический лицей № 35 в г. Майкопе на 1260 мест.
Республика Адыгея обладает высоким культурным потенциалом. Международные культурные связи Адыгеи и культурные контакты с регионами России расширяются и крепнут. Об этом свидетельствует участие художественных коллективов во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Соотечественники за рубежом будут получать достоверную информацию об Адыгее после реализации проекта размещения сайта Министерства культуры республики <Дом адыга> в сети Интернет. Расширению культурных связей и сохранению единого культурного пространства региона способствует то, что Республика Адыгея является координатором деятельности в сфере культуры северокавказского региона. В 2000 году Координационным советом принято решение о подготовке Государственной программы стабилизации и развития образования в отрасли культуры и искусства Северного Кавказа на 2001-2005 гг. Ее реализация должна в значительной мере решить актуальный на сегодня для всех регионов вопрос кадрового обновления в отрасли.
Создание предпосылок стабильной работы в социальной сфере и выполнение республиканским и федеральным правительством своих обязательств, будет способствовать сохранению стабильности в социально-экономической сфере республики.