Потребительский рынок
За последнее десятилетие на потребительском рынке
Республики Адыгея произошли существенные преобразования. Изменился
архитектурный облик предприятий торговли и общественного питания,
улучшился их интерьер расширился ассортимент предлагаемых покупателю
товаров. Меняются формы собственности этих предприятий. Приватизированы
135 предприятий торговли (из них общественного питания - 21), что
составляет 27 % из числа приватизированных предприятий всех отраслей
народного хозяйства республики. По прошествии 10 лет с момента перехода
от плановой экономики к рыночной очевидно, что до момента приватизации
предприятий не было налажено взаимодействие между федеральными и
региональными органами власти и не были четко определены принципы оценки
стоимости предприятий. А это привело к потерям при поступлении средств в
бюджет.
Фактически упразднено среднее звено отраслевого
управления - торги, тресты, ОРСы, которые являлись основной
оперативно-хозяйственной единицей в торговле. В ней преобладают малые
предприятия - 65% от числа, занесенных в государственный реестр.
Изменилась ситуация на потребительском рынке. За 2000 год розничный
товарооборот составил 2778 млн. рублей, в сопоставимых ценах увеличился в
сравнении с предыдущим годом на 11,8%.
Тенденции некоторого
снижения розничного товарооборота в 1995-1996 годах, связанного с
не выплатами заработной платы, пособий, была преодолена в 1997 году.
Однако в августе 1998 года после резкого повышения цен на
потребительские товары было отмечено снижение покупательской способности
населения, отмечался повышенный спрос на продукты питания при
сокращении покупок непродовольственных товаров. В конце года наблюдались
более высокие темпы продажи товаров на рынках по сравнению с торгующими
организациями.
Несмотря на это, состояние потребительского рынка
остается сложным. Тенденции его развития в значительной степени
определяются состоянием платежеспособного спроса населения.
Процессы,
вызванные финансово-экономическим кризисом 1998 года привели к
ухудшению обеспеченности финансовыми ресурсами, сокращению объема продаж
в натуральном выражении, к значительному росту удельного веса торговых
организаций, повысивших цены и уровень торговой наценки. Среди факторов,
ограничивающих развитие деятельности организаций розничной торговли,
можно выделить высокий уровень налогов, недостаток собственных оборотных
средств и недостаточный платежеспособный спрос. В 1999 году положение
на потребительском рынке оставалось также напряженным. Оборот розничной
торговли по сравнению с 1998 годом уменьшился в сопоставимых ценах на
10%.
В структуре оборота розничной торговли выросла реализация
товаров частными предприятиями. В 2000 году в негосударственном секторе
торговли (включая потребкооперацию) формировалось 93% оборота розничной
торговли, на предприятиях государственной формы собственности - лишь 7%.
За
последние 10 лет система потребкооперации республики перестала быть
организацией, монопольно осуществляющей торговую и заготовительную
деятельность в сельской местности. С появлением других торгующих и
заготавливающих систем, с развитием и усилением конкуренции, сокращением
денежных доходов, почти полной утратой в 1992 году оборотных средств,
потребительские общества уменьшили объемы торговой, заготовительной,
производственной и другой деятельности.
Кабинетом министров
Адыгеи был принят ряд мер для сохранения системы потребительской
кооперации в республике. В практику вошло ежегодное заключение
соглашений между Правительством Республики Адыгея и АдыгПотребСоюзом,
между администрациями городов и районов и потребительскими обществами.
Потребительским обществам предоставлялись льготные кредиты на закупку
сельхозпродуктов: в 1999 году - 2 млн. руб., в 2000 году - 2150 тыс.
руб., что позволило значительно увеличить закупки сельхозпродуктов и
выплатить сельским жителям в 1999 году - 6 млн. руб., в 2000 году - 13
млн. руб. В результате этих и других мер АдыгПотребСоюз значительно
укрепил свои позиции в сельской торговле.
Однако доля оборота
потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли республики
еще очень мала 3,6%.
Резервы есть и их надо использовать на
примере потребительской кооперации Майкопского района.
На
протяжении целого ряда лет в торговле Республики Адыгея преобладала
продажа непродовольственных товаров. В 1992-1994 годах в структуре
товарооборота увеличились доли продажи продовольственных товаров с 50%
до 54%, начиная с 1995 года наметилась тенденция ее снижения. В августе
1998 года в условиях резкого роста цен на потребительские товары спрос
населения был вновь переориентирован на продовольственные товары.
Устойчивое
насыщение потребительского рынка основными потребительскими товарами
достигалось в значительной степени за счет импорта, а начиная с 1999
года наблюдалось его снижение. На конец 2000 года доля импорта по
продовольственным товарам составила 6%, по непродовольственным - 14%.
Это произошло за счет укрепления позиций отечественных производителей на
потребительском рынке.
Важнейшим фактором в насыщении
потребительского рынка товарами и удовлетворения спроса населения
являются вещевые, продовольственные и смешанные рынки. На протяжении
последних лет они обеспечивают треть общего объема товарооборота
республики. В современных условиях этот вид торговли стал не только
дополнительным источником товарных ресурсов (реализация продукции
индивидуальной трудовой деятельности, самостоятельные закупки
физическими лицами в ближнем и дальнем зарубежье), но и чутким
индикатором спроса населения.
В 2000 году на рынках республики
реализовано товаров на 1014,1 млн. рублей, что в фактических ценах на
133 % больше, чем в прошлом году, в сопоставимых больше на 10,5%. Доля
оборота рынков в общем объеме продажи товаров во всех каналах реализации
составила 36,5 %. В республике действуют 45 официально
зарегистрированных рынков.
Цены на рынках колеблются в
зависимости от качества и количества товара. Продавцы гибко варьируют
цены, их диапазон довольно широк. Цены на многие продукты питания и
непродовольственные товары на рынке значительно ниже, чем в магазинах.
Сейчас, определяющим на рынке является платежеспособный спрос населения:
при достаточном товарном предложении "рынок продавца" постепенно
превращается в "рынок покупателя".
Оптовые и
снабженческо-сбытовые предприятия утратили свое значение и превратились в
рознично-оптовые, причем доходы от продажи в розницу у отдельных
предприятий превышают доходы от оптовой продажи. Общий объем оптового
товарооборота за 2000 год составил 2550,1 млн. руб., из них товарооборот
организаций оптовой торговли составил почти 1900 млн. руб. Доля продажи
товаров организациями оптовой торговли составила -74,5%. Оптовая
торговля представляет собой реальный механизм согласования спроса и
предложения, установления стабильных хозяйственных связей, защиты
интересов товаропроизводителей, преодоления региональных барьеров
свободного продвижения товаров, удешевления всего процесса
товародвижения.
Значительная часть товарооборота формируется за
счет продукции, завозимой в республику многочисленными
торгово-посредническими предприятиями, частными лицами. Товары,
поступающие на потребительский рынок республики через эти каналы,
способствуют насыщению рынка, хотя стихийный завоз товаров приводит к
ослаблению контроля за их качеством.
Товарные ресурсы в
Республике Адыгея формируются как за счет собственного производства, так
и за счет ввоза товаров из других регионов.
Из таблицы видно,
что в республике на протяжении всех лет сохраняется активное сальдо
вывоза, т. е. преобладает вывоз товаров над ввозом.
Эффективным
механизмом взаимодействия перерабатывающих отраслей и торговли,
стабилизации потребительского рынка, является выставочно-ярмарочная
деятельность. Торговые предприятия республики принимают активное участие
во многих подобных мероприятиях, проводимых как в регионах Северного
Кавказа, так и в других субъектах Российской Федерации.
Существенный
вклад в осуществление рекламных мероприятий и расширение рынков сбыта
продукции вносит Торговый дом Республики Адыгея в городе Москве, который
объединяет 36 перерабатывающих предприятий республики.
На
предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности республики
реализуется программа производства фирменных вин ООО <Торговый дом
РА>. Под гарантию Торгового дома в период межсезонья была
осуществлена поставка спирта из Воронежа и Крымска ЗАО <Юр-Ан>,
ЗАО КПП <Теучежский>, ЗАО райпищекомбинат <Гиагинский>, ОАО
<Понежукайский пищекомбинат>, ЗАО <Юс-Фат>. Для производства
продукции предприятиям оказана помощь в поставке комплектующих изделий
на сумму более 7 млн.руб. В бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды
перечислено около 360 тыс.руб. Торговые предприятия, являющиеся
защитниками отечественных товаропроизво-дителей, способствуют
бесперебойной реализации товаров российского производства.